Мне это показалось интересным...
Какое поколение эмигрантов считается местным? Сколько лет надо потратить, чтобы, например, обрусеть и сойти за своего? Когда распознавание признака "свой – чужой" устойчиво подтверждает – этот свой?
Наш автопром всегда был или заимствованным, или патентованным. Мы либо воровали чужое, либо его покупали. Автомобильные заводы от сотворения "Руссо-Балта" и "АМО" были заграничными и, либо напрямую воспроизводили чужеродный образец ("АМО Ф-15" был на самом деле "ФИАТом"), либо, что называется, с использованием зарубежных аналогов и опорой на зарубежный опыт ("Руссо-Балт" с его главным инженером бельгийцем Жюльеном Поттера).
Нынешний флагман и по совместительству символ отечественного автомобилестроения – Волжский дважды автомобильный завод – купленный под ключ итальянский "ФИАТ". Когда журнал "За рулем" начал заботливо готовить страну к появлению "Жигулей" модели 2101, дискуссия в курилках сводилась к подозрению в итальянской хлипкости и неприспособленности к нашей суровой жизни. То ли дело свой "Москвич", стремительно ставший родным в том числе и под натиском итальянской техники, хотя до того слыл все еще немного немецким "Опелем". Горьковский автозавод, если кто забыл, тоже был купленным под ключ предприятием Форда, но к нему население изначально отнеслось с позитивным интересом ввиду отсутствия альтернативы и машинам марки ГАЗ сразу простили и "веревочные" тормоза без усилителя, и легковой кузов с брезентом, и грузовую ограниченность в полторы тонны.
Зато все эти иностранные автомобили обрусели, как и сами заводы и стали чисто русскими, своими, родными. На сегодня "Жигули", даже заднеприводные, это чисто наша машина, для многих вовсе без итальянского родства. Про "Волги" с "Москвичами" и говорить не приходится. "Москвич" умер чисто русским, как и сама машина 2141 с официально купленным кузовом от французской Simca, цельнотянутой ходовой от Audi и таким же непатентованным мотором BMW. А "Волга" к "Форду" не ближе, чем Пушкин к Африке.
Всесоюзный центр изучения общественного мнения не так давно опубликовал исследование как раз на тему космополитизма нашего автопрома. ВЦИОМ спросил страну, "какой автомобиль можно назвать отечественным?" Для 60% россиян (то есть для большинства) отечественные автомобили - это только автомобили российских марок, производимые отечественными автозаводами, ВАЗ, ГАЗ, УАЗ…
Тем самым процесс обрусения, сильно растянутый во времени, окончательно завершился. Итальянское, немецкое, французское прочно стало нашим. А вот всякие новые заводы Toyota, Nissan, Opel, Citroen, Peugeot, Renault, BMW, FIAT, Hyundai русскими руками с определенным присутствием отечественных комплектующих производят иностранные автомобили. Это и есть иномарки, которые население покупает, в том числе и с учетом их заграничности. Но правительство России уже предпринимает усилия по ускоренному обрусению и этих иностранцев и льготным списком утилизации уравнивает в российском гражданстве всех, кто имеет у нас свою жилплощадь, (то есть завод) и выпускает под крышей автомобили вне зависимости от способа – пусть хоть полным циклом, пусть хоть одной отверткой. Если учесть, что геополитические процессы ускорились раза в два, то на признание этих иностранцев русскими потребуется не больше 20 лет.
Сергей Асланян
Вести Fm, 23 ноября 2010, 11:45