Шип ВЫСТУПАЕТ над поверхностью протектора.
Шип утоплен в корде покрышки и за счет упругости может утапливаться.
Залача шипа - снижать проскальзывание протектора по льду именно за счет "якорного" эффекта. Иными словами, на льду шип улучшает сцепные свойства колеса с дорогой.
Шип хорошо работает на тех поверхностях, в которые он может вонзиться, т.е. "заякориться".
Предполагается, что при НОРМАЛЬНОМ давлении в колесе, шип входит в поверхность дороги.
А теперь представим себе ситуацию, когда под колесами асфальт. Это ИЛИ очень хорошо убранная дорога, или оттепель. Т.е. давление в колесе или нормальное, или повышенное.
Если шип может войти в асфальт, то работает он также, ка и на льду - "якорится". Если шип не может уйти в колесо достаточно глубоко, то он работает как полозья коньков.
В случае ЭКСТРЕННОГО торможения, а АБС только в этом случае и работает, если шип входит в поверхность дороги, то колесо продолжает вращаться, сохраняя управляемость автомобиля, и замедляться на максимуме, возможном в данной ситуации. Иными словами, мы тормозим на грани блокировки колес (колеса быстро блокируются и разблокируются). Чем лучше сцепление колес с поверхностью, тем больше будет усилие на тормозных механизмах и эффективнее замедление.
Если же шипы не могут вонзиться в поверхность дороги и не могут "провалиться" внутрь колеса, то само по себе торможение будет малоэффективным - тормозной путь буде относительно длинным.
Насколько удлинится тормозной путь, зависит от множества факторов, большую часть которых в данном конкретном месте предусмотреть невозможно. Например, твердость асфальта в данном конкретном месте при данной конкретной температуре и давление в шинах вкупе с эластичностью всей покрышки при вот этих вот конкретных условиях. Потому - ОСТОРОЖНОСТЬ!
Вообще же шипы рассчитаны на ледяное покрытие при не очень сильных отрицательных температурах. Т.н. "липучки" - на сухой асфальт и НИЗКИЕ температуры. Универсальных покрышек сделать практически невозможно. По сути, вся работа конструкторов новых шин сводится к тому, чтобы расширить диапазоны "универсальности" покрышек.
АБС предназначена для сохранения управляемости авто при максимальном его замедлении. Сокращение тормозного пути с использованием АБС - это по сравнению со "свободным полетом" на заблокированных колесах + потеря управления авто.
ВЫВОД:
АБС голову не заменяет.
АБС помогает сохранять управляемость авто В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
АБС МОЖЕТ сокращать тормозной путь за счет недопущения блокировки колес, но может и увеличивать его - все зависит от конкретных локальных условий. Т.е. АБС дает максимальное замедление авто с сохранением управляемостию Именно ВМЕСТЕ - это ключевое слово - замедление и управляемость. Если рассматривать замедление и управляемость по отдельности, то можно обнаружить ухудшение параметров, по сравнению с торможением или управляемостью без АБС.
Грубо говоря, без АБС в тех же условиях вы влетите в впереди стоящий автомобиль на большей скорости и непредсказуемо как (например, боком или с разворотом).
Цитата:
Сообщение от face
А вот про твёрдость...
|
Если при морозе -40 НАДАВИТЬ острым краем сосульки на арматурину, то останется след вдавления. След будет тем больше заметен, чем больше разница в твердости льда и металла. Именно так и определяется твердость материалов и по Моосу, и по Роквеллу - вдавливанием эталона в повехность исследуемого образца (Моос - 1..10 = тальк...алмаз, Роквелл: сталь - 48..64 в зависимости от сорта и темообработки, лед - у меня нет данных). У Титаника, помнится, как раз льдом срезало заклепки по практически всему борту.
Гонять вообще не стоит, а зимой и в дождь - особенно не стоит!