Показать сообщение отдельно
Старый 09.05.2013, 00:21   #11
в571оа
Легенда форума
 
Аватар для в571оа
 
Регистрация: 07.12.2008
Адрес: Рязань
Возраст: 54
Пол: Мужской
Сообщений: 6,938
Сказал(а) спасибо: 1,384
Поблагодарили 1,042 раз(а) в 679 сообщениях
Вес репутации: 23
в571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутациив571оа имеет репутацию за пределами доброй репутации
Icon1 Климатическая система. Принципы эксплуатации.

Последнее время задается очень много вопросов по эксплуатации климатической системы наших машин. Постараюсь по мере сил осветить ОБЩИЕ вопросы использования климата в Приоре.

1. Что такое климат-контроль чем он отличается от печки

Сначала в машине - бричке с колесами - вообще не было никаких климатических систем. Были проемы вместо окон и брезентовая крыша. Ездить так было скучно...
И люди придумали использовать лишнее тепло от двигателя для обогрева салона своего авто. Так появился автомобильный отопитель.
Поскольку управление им осуществлялось вручную (приемники на лампах были тогда еще не во всех дорогих машинах), то регулировать температуру было проще всего краном: чем больше поток охлаждающей жидкости через радиатор, тем больше его теплоотдача. Ну и, конечно, догадались приделать около этого радиатора вентилятор.
Эта конструкция жива и поныне на старых моделях авто. Она надежна (если краник нормальный) и проста, как смеситель в любимой ванной.

Но человек такая ленивая и изнеженная тварь, что хочется большего. Жарко, обычно, летом. В начале второй половины прошлого века в домах стали массово появляться электрические холодильники. И кого-то посетила гениальная мысль, что морозить можно не только пельмени, но и воздух - в морозилку поставили вентилятор и появился первый бытовой кондиционер. В 60-х годах ХХ века бытовой кондиционер поумнел и оформился примерно в том виде, какой мы и сегодня знаем. И, конечно, людям захотелось иметь ЭТО в своих машинах.
Сначала печка и кондиционер работали по отдельности, но электроника не стоит на месте, и их решили объединить в одной установке. Это и была первая климатическая установка, которая могла не только греть, но и охлаждать...

А что же тогда климат-контроль? А это просто "умная" климатическая установка. Давайте сравним, как она работает.

Представим, что мы едем в машине с "традиционной" печкой, например, в Самаре-2. Зима и нам холодно. Тогда мы переводим рычажок на панели, который отвечает за тепло, в самый край красной зоны. Рычажок этот тянет за тросик поворотную часть крана отопителя и открывает поток горячего Тосола в радиатор отопителя. Вентилятор при этом гонит забортный воздух через этот радиатор и заставляет его нагреваться. Подогретый воздух поступает в салон и нагревает его. Нам становится тепло... на какое-то время... Потом становится очень тепло... то есть ОЧЕНЬ тепло.
Вспомнив отпуск в Ташкенте, мы решаем сделать в машине попрохладнее, и сдвигаем тот самый рычажок ближе к синему сектору. Поток горячего Тосола в радиаторе слабеет, радиатор остывает, воздух нагревается меньше, и постепенно остывает салон...
"Во, зараза!" - подумаем мы, передергивая озябшими плечами и вспоминая все ту же поездку в Ташкент. И снова сдвинем рычажок к краю красного сектора, но уже, памятуя предыдущую попытку, не до самого края, а чуток не доходя до него... Потом снова... И снова... Поскольку погода за окнами нашего авто тоже меняется, найти оптимальное положение рычажка практически невозможно... А хочется счастья в машине при 24 градусах тепла, и чтобы зараза-печка не отвлекала...

С точки зрения науки кибернетики (да-да, той самой, которая "продажная девка") мы с вами оцениваем ситуацию (температуру в салоне), принимаем решение (куда и насколько двигать рычажок) и работаем исполнительным механизмом (двигаем рычажок). Причем в век электроники и кибернетики, когда наши луноходы бороздят Лунные моря..., делаем это вручную, что уже несколько не модно.
В принципе, все элементы такой управляющей штуки есть: электронные термометры, простенькие управляющие схемы, сервомоторы... Нужно только все вместе собрать...

Проблемой стал кран печки. Трудно его крутить... Точнее, ент проблем, если поставить соответствующий электромоторчик, но вот моторчик получается великоват... И тут кто-то вспомнил про смеситель в душе...
Можно ведь управлять температурой воздуха не только за счет степени его нагрева, как в старой доброй газовой колонке на кухне, но и смешивая горячий и холодный воздух в нужной пропорции, как в современном доме с центральным снабжением горячей водой. От самоварного краника отопителя решено было избавиться...

[I]На машинах ЛАДА, начиная с модели 2110, нет крана отопителя.[/I Это важно запомнить для понимания дальнейшего.

Первый климат-контроль на массовых отечественных автомобилях появился на "десятке". Около плафона освещения салона поставили датчик температуры, а отопитель переделали так, чтобы специальная заслонка направляла поток забортного воздуха на радиатор отопителя или мимо него прямо в салон. Чем больше воздуха проходит через радиатор - тем теплее он на выходе из печки.
Заслонка может направить весь воздух через радиатор, тогда получится вариант печки Самары с максимально открытым краном.
Заслонка может направить весь воздух мимо радиатора прямо в салон - это тоже самое, если кран печки в Самаре полностью закрыт.
Тут все понятно.
А вот между двумя этими положениями и начинает работать блок управления...

В салоне нашего автомобиля теперь есть ручка-крутилка, с помощью которой мы можем выбрать ту температуру, которую в данный момент считаем наиболее комфортной. Например, 24 градуса для зимы.
По сути своей блок управления выполняет простую вещь: он сравнивает температуру, которую сообщает датчик температуры, и ту, что установлена на крутилке. Если на термометре меньше, чем хочет хозяин, значит, нужно заслонку с помощью мотор-редуктора повернуть так, чтобы больше воздуха проходило через горячий радиатор, а если наоборот - то наоборот.

Чем это хорошо для нас? А тем, что выбрав один раз желаемую температуру, мы больше не отвлекаемся на управление печкой. Вот это и называется климат-контроль. Я описал самый простой вариант. Несколько более продвинутые системы климат-контроля могут еще и скоростью вентилятора управлять, чтобы салон быстрее прогревался. Обычно высокая скорость включается при больших разницах желаемой и фактической температуры.

Так работает климат-контроль на "десятом" семействе и Приорах (которая "десяткина дочка") в комплектациях "стендарт" и "норма без кондиционера". В таком варианте климат-контроль может только нагревать воздух, поступающий в салон. А вот за счет чего его остудить, мы поговорим немного попозже...

-----------------------
Если интересно, то продолжение последует....
__________________
В России две беды. И если с первой можно справиться с помощью асфальтоукладчика, то вот что делать с дорогами - совершенно непонятно...
в571оа вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
6 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Falcones (21.05.2014), IRBIS_RZN (20.05.2014), Ruslan76 (03.10.2013), T-Rrexx (14.07.2013), ValX (31.01.2015), Чёрный кофе (19.05.2014)