http://www.autoreview.ru/archive/2009/05/resurs_priora/
Подлежит восстановлению
Когда случается серьезная авария, уже не до «железа» — были бы целы люди. А если удар неопасный, то первый вопрос очевиден: в какую сумму обойдется восстановление? Вопрос особенно актуален, если водитель сэкономил на КАСКО.
Первыми о снижении стоимости восстановительного ремонта заговорили страховщики. В начале шестидесятых годов прошлого века Клас Бэк, глава крупнейшей шведской страховой фирмы Folksam, обеспокоился тем, что цены на ремонт автомобилей растут слишком быстро и страховка может оказаться не по карману его клиентам. Компания Folksam начала исследовать технологии ремонта — и в 1966 году предложила новый, на треть дешевле, метод окраски кузовов. Поначалу большинство малярных мастерских бойкотировали нововведение, но Бэк не унимался — и убедил своих коллег-страховщиков, что надо начать кампанию за снижение стоимости восстановительного ремонта. С этой целью был создан Комитет по ремонту автомобилей, который занялся разработкой системы страховых рейтингов, основанных на стоимости восстановительного ремонта после аварии. Это был звоночек для автопроизводителей: конструируя автомобиль, думайте о том, как снизить затраты на ремонт, иначе стоимость страховки будет слишком большой и вы лишитесь конкурентного преимущества! Вскоре шведский комитет разросся до скандинавского, после к нему подключились английский исследовательский институт Thatcham, немецкий исследовательский центр Allianz Zentrum fur Technik (AZT) — и образовалась международная организация по авторемонту RCAR, Research Council for Automobile Repairs.

Первый краш-тест Авторевю по методике RCAR: скорость — 15 км/ч, перекрытие — 40%, жесткий барьер повернут на 80° к продольной оси автомобиля. Поскольку скорость невелика, методика допускает проведение удара с любой стороны автомобиля
Методика краш-тестов RCAR на малой скорости была разработана под руководством исполнительного директора AZT профессора Макса Даннера (отсюда и распространенное название этого испытания — краш-тест Даннера) совместно с фирмой Mercedes-Benz.
Сегодня европейский страховой рейтинг складывается из трех оценок — за удары спереди, сзади и сбоку. Мы же для первой серии низкоскоростных краш-тестов выбрали только фронтальный удар по методике RCAR: скорость — 15 км/ч, перекрытие — 40%, недеформируемый барьер повернут на 80° к продольной оси автомобиля. Такой удар моделирует наиболее типичные «городские» аварии, причем если автомобиль с поврежденным передком не застрахован по программе КАСКО (предполагаем, что именно его водитель виновен в ДТП), то за ремонт придется платить самому. Вопрос: сколько?
Из репродуктора лаборатории пассивной безопасности Дмитровского автополигона раздалось: «Автомобиль пошел!» А мы, уже привыкшие к краш-тестам, которые Авторевю обычно проводит на скорости 64 км/ч, с изумлением смотрим на Приору, которая приближается к барьеру со скоростью бегущего пешехода. Пронзительный хруст — и автомобиль замирает.

На первый взгляд, повреждены лишь бампер, капот, крыло и фара… … но осмотр на подъемнике выявляет выскочивший привод колеса…

… поврежденные опоры двигателя, погнутые трубки кондиционера… … но главное — гнутый лонжерон Бампер, капот, крыло, фара… На первый взгляд, все остальное цело. Насторожило лишь сместившееся назад колесо. Подушки не раскрылись — и не должны были: на Приоре они срабатывают на скорости выше 20 км/ч, а у нас — 15,4 км/ч. По кадрам скоростной съемки видно, что и манекену до руля было еще далеко. Будь на его месте человек, он бы даже не оцарапался. А вот Приора передвигаться своим ходом уже не могла: из коробки передач вылетел привод колеса. Благо вызывать эвакуатор нам не пришлось: у нас есть свой прицеп для перевозки автомобилей.
Сначала мы оценили объем бедствия сами, в техцентре Авторевю. Помимо упомянутых повреждений со стороны удара деформировались кронштейн рычага подвески и чашка опоры стойки, повреждены опоры двигателя, зажат радиатор с трубками кондиционера, но главное — согнулись лонжерон и поперечина между лонжеронами. Оказывается, если барьер жесткий, то скорость 15 км/ч — это совсем немало! А какой приговор вынесут московские сервисмены?
Первый визит — на СТО компании Алан-Авто. Прохладное общение с «ресепшионистками» (такое впечатление, что мы их сильно отвлекаем от работы) — и долгое ожидание мастера-приемщика. Сама же оценка заняла у «кузовного» гуру пять минут — машину даже не пришлось снимать с прицепа-автовоза. Калькуляция производилась на глазок и без всякого стремления получить наш заказ. Насчитали «как минимум» 80 тысяч рублей, но никаких бумаг не дали — за ними, мол, к независимому эксперту-оценщику.
На сервисе Ростокино-Авто нас встретили приветливее, мастер тоже изучал машину на прицепе, но вдвое дольше, а подсчет поручил помощнику. Тот минут пятнадцать кликал мышкой — и накликал: 47 тысяч рублей за работу (он зачем-то включил сюда пару любопытных позиций — например, снятие-установку свечей зажигания) плюс 20 тысяч рублей за запчасти. Но нас вновь предупредили, что это — стартовая цена, а реальная, после того как раскроются все скрытые повреждения, будет тысяч на десять больше. В общем, здесь если и дешевле, то ненамного.
В «гаражном» сервисе, что неподалеку от Донского монастыря, Приору вышла смотреть делегация из трех человек — два «эксперта» и «работяга». Посмотрели, провели совещание «за закрытыми дверями» и объявили: 48 тысяч рублей… И тут же предложили купить машину «как есть» за 80 тысяч рублей! Нас смутило и то, что от взгляда экспертов скрылось немало повреждений, которые мы обнаружили в техцентре, а стартовая цена ремонта по ходу последующих «уточняющих» звонков выросла до 65 тысяч рублей. Мы продолжили поиск. В конце концов в одном из таксопарков все посчитали быстро и точно, причем результат «дефектовки» практически совпал с нашим, а объявленная цена составила 65 тысяч рублей, включая запчасти и «расходники». Решили, что здесь мы Приору и отремонтируем.
Что в итоге? Восстановить Приору после аварии, подобной краш-тесту Даннера, в официальном сервисе едва ли получится дешевле, чем за 70— 80 тысяч рублей. Стоимость «неофициального» ремонта во многом зависит от терпения и времени, потраченного на поиск мастерской, но и здесь она вряд ли опустится ниже 50—60 тысяч рублей. А это, к слову, дороже полиса КАСКО. Например, в страховой компании Стандарт-Резерв, которую нам рекомендовали вазовские дилеры, полис на Приору стоит от 18800 рублей для опытных водителей до 32600 рублей для новичков.