Вы с умА сошли, так гонять на ЭТОМ?
Фазы Приоры
Версия для печати
Юрий ВЕТРОВ, фото автора и ОАО «АвтоВАЗ»
«Лада Приора — первый отечественный автомобиль, оснащенный подушкой безопасности в базовой комплектации!» Реклама нас не обманывает, но… Само по себе наличие подушки — еще не гарантия реальной защиты при аварии. Насколько лучше новая Приора бережет своих седоков, чем обычная «десятка»? И лучше ли?
Ответ дал краш-тест Авторевю, который мы провели в лаборатории пассивной безопасности Дмитровского автополигона. А через пару недель, уже в Тольятти, сами вазовцы разбили еще одну Приору — перспективную версию Люкс, с двумя подушками и усиленным кузовом, которую только готовят к серийному производству. В Тольятти мы тоже побывали и сравнили результаты…

С точки зрения пассивной безопасности автомобили десятого семейства — одни из лучших среди отечественных машин, что подтвердил наш краш-тест по правилам EuroNCAP (см.
АР №6, 2002). Правда, набрать более четырех баллов из 16 возможных «десятка» не смогла — и те с некоторой натяжкой: при оценке защиты ступней мы взяли в зачет перемещение педали тормоза (155 мм), а не педали сцепления (205 мм), которая реально не угрожала ногам водителя. Но главное, что кузов «десятки» при смещенном ударе на скорости 64 км/ч сохранил целостность салона, а датчики манекенов водителя и пассажира не зафиксировали опасных для жизни нагрузок. И хотя шансы получить травмы у пристегнутых передних седоков в ВАЗ-2110 есть, но они куда меньшие, нежели в Самарах, Волгах и Нивах, уж не говоря о ижевской Оде, Оке, вазовской «классике» или о Тавриях-Славутах.
И вот теперь «десятку» ВАЗ-2110 на конвейере АвтоВАЗа сменил ВАЗ-2170. Вернее, не так — Лада Приора. А еще точнее, Lada Priora. Полный ребрендинг!
Видео

30 мс после контакта: подушка начинает раскрываться 70 мс. Пока деформация не коснулась рулевой колонки, подушка объемом 60 литров надежно удерживает голову манекена

135 мс. Руль уходит в сторону, голова манекена соскальзывает с надутого купола и бьется о переднюю панель 280 мс. Отскок Выглядит Приора и впрямь по-другому — удивленно-пучеглазо. Да и интерьер совершенно иной — разработанный итальянской студией Carcerano. Вдобавок у Приоры в базовой комплектации (именно такую машину редакция Авторевю приобрела в автосалоне за 282500 рублей) уже есть водительская подушка безопасности, поставляемая именитой шведской фирмой Autoliv. И мы знаем, что с целью оптимизации работы подушки вазовцы провели немало краш-тестов. А еще они не раз говорили, что пассивная безопасность при разработке Приоры была приоритетным направлением и что на краш-тестах по методике EuroNCAP Приора может заработать четырехзвездную оценку! Правда, для современных машин это «технический минимум» — ниже четырех звезд нынче опускаются редкие корейские и американские модели. Но для российского автомобиля, в основе которого лежит конструкция более чем двадцатилетней давности, четыре звезды EuroNCAP — это мечта! Сбудется?
Итак, бьем. Барабан разгонной катапульты Дмитровского полигона раскручен, пусковая кнопка нажата, трос начинает тянуть Приору… И машина с двумя пристегнутыми на передних сиденьях манекенами Hybrid III на скорости 64,9 км/ч влетает с 40-процентным перекрытием в деформируемый барьер.
Кузов выдержал удар. Неплохо! Но… Разбитая Приора, несмотря на все дизайнерские отличия, в мгновение ока стала похожа на разбитую «десятку». Передняя дверь выстояла, но излом стойки лобового стекла стал чуть больше. И внутри картина похожа: передняя панель сорвана с креплений, точки сварки моторного щита со стойкой кузова вырваны с мясом, а руль сместился на 115 мм вверх и на 127 мм вправо. Именно поэтому «водитель» во время удара соскользнул с купола подушки влево и ударился о козырек приборной панели. Удар, к счастью, был несильным — коэффициент вероятности травмы головы HIC составил всего 327, что далеко до опасного порога в 1000. То есть подушка сработала, но не так эффективно, как могла: из-за того что руль ушел вправо, голова «водителя» скатилась влево с туго надутого азотом матерчатого купола. И за это Приоре — штраф в один балл.

При левостороннем фронтальном ударе на скорости 64 км/ч руль смещается вправо на 127 мм — даже больше, чем у «десятки» (110 мм)! Смазанный отпечаток на куполе — свидетельство нестабильного контакта подушки с головой манекена