Олы Абзый Арбасы
Не превышаю, значит, не езжу

Происшедшее больше года назад в Татарстане введение видеофиксации нарушений правил дорожного движения по своему революционному значению можно уподобить разве что появлению пороха в средневековой Европе. С появлением пороха любой дурак с ружьем мог сказать высокородному рыцарю: "Сам дурак!", а теперь, получив из ГАИ извещение, что ваша "Ока" смогла разогнаться на 20 км быстрее разрешенного, можно зайти в реестр штрафов по адресу
www.gibdd.tatar.ru и утешиться тем, что и "Мерседесы" большого начальства уличают в чрезмерно быстрой езде, причем куда чаще.
Автомобильных номеров с буквами ОАА в Татарстане полторы сотни. Недаром эти буквы расшифровывают как Олы Абзый Арбасы - "телега главного господина": они присвоены машинам, закрепленным за видными деятелями гос- и муниципального управления. И ни один настоящий гаишник (если, конечно, он не имеет твердого намерения поскорее стать бывшим гаишником) никогда не составит протокола о превышении скорости таким автомобилем. Но уличная камера, она алфавита не знает и сдуру замечает всех подряд... Словом, вертикаль власти сделала людей разными, а видеофиксатор их уравнял.
Началось невиданное: большинство машин ОАА стали приносить многотысячные штрафы. Автомобиль, закрепленный за руководителем аппарата президента РТ Юрием Камалтыновым, с середины марта наездил с превышением скорости на 7,4 тыс. рублей штрафа, а авто руководителя аппарата кабмина Шамиля Гафарова - на 8,6 тысячи.
Из служебных транспортных средств министров рекордно низкий скоростной режим демонстрирует автомобиль главы минэкологии: больше чем за год - шесть штрафов за превышение скорости (всего на 1,8 тыс. рублей). Впрочем, и наше состояние экологии само по себе демонстрирует, что ее официальные защитники на работе не любят спешить.
Министерскую тройку лидеров замыкает автомобиль министра по делам молодежи и спорту (28 нарушений на 12,9 тыс. рублей за год). На авто главы минздрава с сентября прошлого года пришлось 25 штрафов на сумму 13,7 тысячи, главы минэкономики - 32 штрафа на 17,5 тыс. рублей.
22 раза за полгода было зафиксировано превышение скорости машиной, закрепленной за прокурором Татарстана (сумма штрафов - 13,5 тыс. рублей). Но судебный процесс, как выяснилось, у нас требует еще большей оперативности: автомобиль председателя Верховного суда РТ за год нарушал скоростной режим 58 раз, что вылилось в штрафы в 31,3 тыс. рублей.
По сравнению с такими показателями кажется, что первый среди муниципалов - мэр Казани передвигается по улицам вверенного ему города чуть ли не на цыпочках. С февраля его служебное авто превысило допустимую скорость 8 раз, а штрафы составили 2,4 тыс. рублей.
Но абсолютный рекорд законопослушания в Татарстане приходится на автомобиль, официально закрепленный за главой законодательной власти. В течение 12 месяцев служебная машина Фарида Мухаметшина нарушила скоростной режим лишь дважды, и то по мелочи - на 600 рублей в общей сложности!
Многие ОАА попадаются в видоискатель фиксатора при чрезмерно быстрой езде по нескольку раз в день. А 13 августа оказалось в полном смысле роковым: в этот день автомобили сразу десятка руководителей республиканских ведомств взяли с места в карьер, причем некоторые - дважды, а некоторые ухитрились превысить допустимый порог скорости более чем на 60 км/ч! Причиной такой паранормальной резвости был не антинаучный феномен "чертовой дюжины", а происходившая в этот день поездка Минтимера Шаймиева в Набережные Челны...
Надо заметить, что все указанные штрафы пока не оплачены, а большинство из них и просрочены. Кстати, интересно: а кто платит за превышение скорости автомобилями, закрепленными за начальством?
Для разминки я начала с начальства собственного. Шеф-редактор "ВК", будучи припертым к стенке вопросом о таких штрафах, признался, что платит сам, хотя сам он собственное авто и не водит. Но он - не ОАА, так что пришлось расширить зону поиска.
Опрошенные мною министры заверили, что бюджетные деньги на оплату автолихачества не идут. "У меня платит тот, кто был за рулем, - со строгостью правоведа конкретизировал министр юстиции Мидхат Курманов. - Когда я сам превысил скорость, сам заплатил 1000 рублей, а в другой раз водитель заплатил 300". Управделами Госсовета РТ Рифкат Абзалов сказал, что и его водителю приходилось самому оплачивать штрафы за нарушение ПДД: "Когда набираю персонал, каждого предупреждаю: "госномера" не дают права нарушать!.. Скоростной режим - дело не пассажира, а водителя, а чтобы я сам просил ехать быстрее - такое за 18 лет работы всего раза два было".
Правда, у иных ОАА размер штрафов таков, что при таком похвальном разделении ответственности водитель, должно быть, зарабатывает не намного меньше самого министра...
Зато если ввести в поисковую систему ГАИ данные официальных номеров самого Минтимера Шаймиева, Рустама Минниханова, Асгата Сафарова (как и замов последнего), получаешь ответ, свидетельствующий о девственной чистоте их штраф-рейтинга. Технику, конечно, не поставишь во фрунт... Но пока в распоряжении ГАИ есть оперативные номера, которые можно официально не фиксировать за кем-то, а менять по мере "засвечивания", самые интересные персоны всегда будут выглядеть самыми законопослушными.
И за номерами, закрепленными через аппарат президента за Сакиной Шаймиевой и Айратом Шаймиевым, тоже не числится ни единого нарушения... По-нашему, объяснение простое: если ОАА не превышает скорость, значит, он не ездит.