Мош кому пригодится.
Что случилось с тормозами?




Если стук в подвеске или сколы на капоте какое-то время можно не замечать, то с неисправностями тормозной системы шутить не стоит, напоминает Леонид ВОРОБЬЕВ
Использование умной электроники в тормозной системе автомобиля служит, по сути, единственной цели: помочь водителю вовремя и безопасно замедлиться или остановиться. Но даже в самой современной конструкции вполне могут появиться проблемы, с которыми сталкивались еще в прошлом веке на «Москвичах» и ВАЗах. Ведь эффективность торможения зависит в первую очередь от исправности механической части системы. Попробуем хотя бы вкратце перечислить возможные причины плохой работы тормозов.
Важные мелочи

При замене тормозных колодок желательно выполнить и ряд профилактических процедур: очистку суппорта, смазку направляющих...
При замене тормозных колодок желательно выполнить и ряд профилактических процедур: очистку суппорта, смазку направляющих...
Не будем вспоминать о банальностях типа негерметичности контура или полного износа накладок колодок. Не заметить такие неисправности очень трудно. А вот, к примеру, о замасливании рабочей поверхности колодок владелец вполне может и не подозревать. Между тем коэффициент трения между накладкой, побывавшей в контакте с маслом или тормозной жидкостью, и диском существенно снижается. Случается, что со временем для нужной степени замедления приходится все сильнее жать на педаль тормоза. Если это стало очевидным после замены колодок, скорее всего, дело в составе материала, из которого они сделаны: не всем производителям удается найти оптимальный баланс между мягкостью, достаточной для эффективного торможения, и твердостью, обеспечивающей износостойкость. Возможна и другая причина. Хорошо известно, что тормозная жидкость гигроскопична, то есть обладает способностью поглощать влагу. Казалось бы, любая жидкость несжимаема, так что критических последствий это свойство иметь не должно. Но при торможении выделяется большое количество теплоты. Впитавшая влагу «тормозуха» имеет меньшую температуру закипания — при интенсивном замедлении она может локально вскипеть с образованием пара, а вот он сжимается прекрасно. В итоге получаем как минимум «резиновую» педаль тормоза, как максимум — полный отказ системы.
Дешевле, но хуже

Эффективность работы тормозов проверяют на стенде. Правда, не каждый из них способен принять полноприводный автомобиль
Эффективность работы тормозов проверяют на стенде. Правда, не каждый из них способен принять полноприводный автомобиль
В значительной мере эффективность торможения зависит от работы исполнительных механизмов. К сожалению, при выборе техцентра для замены колодок многие придают первостепенное значение стоимости работы, а не качеству ее выполнения. Дешевле всего замена обходится тем, кто считает достаточным вынуть из суппорта износившиеся колодки и вставить новые. Но производитель предусматривает и обслуживание механизмов, о чем порой мастера забывают. В итоге тормозные цилиндры нередко заклинивают или заедают при перемещении. Усилие прижима колодки к диску оказывается недостаточным, что влияет на эффективность тормозов. Но еще хуже, если цилиндр заклинит в положении, когда пара трения находится в контакте. Возникнет перегрев, который помимо прочего может стать причиной выхода из строя подшипника ступицы.
Внимание: тюнинг

Температуру закипания тормозной жидкости можно примерно оценить диагностическим прибором на автосервисе
Температуру закипания тормозной жидкости можно примерно оценить диагностическим прибором на автосервисе
Иногда попытка улучшить тормозные характеристики автомобиля приводит к прямо противоположному результату. Тюнинговые ателье предлагают, к примеру, установить дисковые тормоза взамен барабанных. При монтаже оригинальных комплектов, как правило, проблем не возникает, а вот продукция сторонних производителей часто вызывает нарекания. После ее установки нарушается баланс тормозных сил передней и задней осей, вследствие чего автомобиль может приобрести склонность к заносу (при отсутствии ABS и чрезмерном тормозном усилии на задних колесах) или просто недостаточно эффективно замедляться. Другая популярная схема из разряда «хотели как лучше...» — замена штатных тормозных дисков карбоновыми (на основе углеволокна). Безусловно, такая модернизация сослужит добрую службу на треке, в городе она оказывается бессмысленной. Основное достоинство карбоновых дисков — отличная стойкость к перегреву, который на обычных дорогах при исправных механизмах маловероятен. К тому же спортивная пара «колодка-диск» работает максимально эффективно лишь при определенных температурах, то есть требует значительного предварительного прогрева.