Российский автопром сделают лидером за 25 млрд евро
Автор: Интерфакс
16.12.2009 07 29

На развитие российского автопрома до 2020 года необходимо 25 млрд евро (около 1,1 трлн рублей).
Об этом говорится в докладе замглавы Минпромторга Станислава Наумова, подготовленного для парламентских слушаний в Госдуме, состоявшихся во вторник.Часть этого финансового бремени государство готово взять на себя. Но помочь автопрому пробиться в лидеры предполагается не только за счет госфинансов. Программа Автопром-2020, подготовленная Минпромторгом, предусматривает
сокращение персонала и повышение пошлин на автокомпоненты, пишет Интерфакс.
При этом в Минпромторге почти уверены: к 2020 году российский автопром выйдет в лидеры.
Из необходимых автопрому 25 млрд евро инвестиции в производство и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) должны составить до 18 млрд евро (800 млрд рублей), говорится в докладе Минпромторга.
На что ещё?
КАМАЗ до 2020 года должен "купить" себе иностранного партнёра. Эту задачу Минпромторг оценил в 3,5 млрд евро.
Вместе с тем, генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин уточнил в беседе с журналистами, что речь не идет о покупке какого-то конкретного иностранного игрока.
"Мы не говорим о чем-то конкретном, мы просто сказали правительству, что для нас есть только 2 варианта: либо купить компанию с рынками (сбыта), либо помочь российским компаниям-экспортерам бороться за рынки. Других вариантов быть не может", - заявил он. Инвестпрограмма "АВТОВАЗа" до 2020 года оценена в 3,9 млрд евро (172 млрд рублей).
Минпромторг отмечает, что наиболее критичным являются инвестиции 2011 года, "когда за счет амбициозных программ группы "ГАЗ" и "АВТОВАЗа" доля инвестиций в продажах зашкаливает за 27%".
По оценке министерства, наиболее полно в сегменте легковых автомобилей план инвестиций проработан у "АВТОВАЗа", он предполагает не менее 3 платформ (Калина-Low Cost, В0 от Renault и С-класс), а также как минимум 12-14 моделей автомобилей и 3 силовых агрегата.
Общие инвестиции в развитие компонентой базы должны составить около 3,5 млрд евро (155 млрд рублей), которые планируется направить на создание производств ключевых компонентов: от систем шасси до бортовой электроники.
Участие государства в реализации инвестпрограммы автопрома будет необходимо в размере около 1 млрд евро (44 млрд рублей) для выполнения НИОКР, инвестиции в трубы и "литейку" - 1,1 млрд евро (49 млрд рублей) (вплоть до 100% потребности в финансировании), а также в создание производства новых силовых агрегатов - 400 млн евро (18 млрд рублей, 50% потребности).
В целом, как отмечает Минпромторг, поддержка государства может коснуться не менее 50% инвестиционных затрат (или 6 млрд евро - 264 млрд рублей - в период с 2010 по 2015 годы), если принимать во внимание позицию Сбербанка, из которой следует, что без государственных гарантий или проектного финансирования "поднять" финансирование в таких объемах нашим предприятиям будет невозможно.
Усилия не должны пропасть даром. Минпромторг РФ прогнозирует рост продаж легковых автомобилей в России уже в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 5%, до 1,47 млн машин.
Помочь автопрому пошлинами
Только инвестициями государство не собирается ограничиваться. В ход могут пойти и уже испытанные протекционистские приемы в виде повышения ввозных пошлин. В данном случае речь может идти об автокомпонентах. Выступая в Госдуме, Станислав Наумов как раз и озвучил это предложение.
По его словам, импортные пошлины на ввоз готовой продукции - легковых, грузовых автомобилей в ходе обсуждения проекта стратегии развития автопрома РФ до 2020 года предлагается оставить на прежнем уровне.
"Но мы предлагаем вернуться к вопросу введения пошлин на некоторые виды автокомпонентов", - заявил замминистра. По его словам, данная мера необходима для стимулирования развития производства автокомпонентов в России.
Ранее со ссылкой на источник в Минпромторге сообщалось о том, что министерство прорабатывает вопрос повышения пошлин на ввоз автокомпонентов в рамках промышленной сборки. Сейчас импортная пошлина на данные автокомпоненты нулевая.