ПРАВИЛА
применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред.
Согласовано Главным
управлением ГИБДД СОБ
МВД России 20 декабря
2002 года № 13/4-5393.
Утверждены Решением
Президиума Российского
Союза Автостраховщиков
и Совета Ассоциации
страховщиков ответственности
владельцев автотранспорта
22 октября 2002 года.
ДТП при движении транспортных средств в одном направлении
1.1. ДТП при движении транспортных средств в одном направлении в одном ряду.
10
10.1
10.2
10.3
X-0, Y-1
X и Y - двигались в одном направлении. Транспортное средство X получает удар в заднюю часть. Y - во всех случаях рассматривается как нарушивший ПДД.
Ситуация 10, где во всех случаях Y признается нарушившим один или несколько следующих пунктов ПДД - 9.10,10.1 и в полной мере несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП, применяется только в происшествиях при движении транспортных средств в одном направлении и в одном ряду, когда транспортное средство X в результате столкновения с транспортным средством Y получает повреждения задней части.
Схема 10.1. При нанесении удара транспортным средством Y в заднюю часть X, включая нанесение Y бокового удара в заднюю часть X (например, при заносе транспортного средства Y или при совершении им маневра);
Схема 10.2. При совершении X поворота в боковой проезд, когда удар был получен в обстоятельствах, указанных в Схеме 10.1;
Схема 10.3. Если X движется к месту стоянки или соверша¬ет парковку вперед по ходу движения на правой или левой сто¬роне проезжей части, въезжает справа или слева на место стоянки, во двор, в место, закрытое для общедоступного движения, или на дорогу без покрытия. Применительно к Ситуации 10 находящимися в одном ряду рассматриваются транспортные средства, полностью или частично перекрывающие друг друга.
В случае оспаривания водителем транспортного средства Y факта нарушения им ПДД, установление удара в заднюю часть транспортного средства недостаточно для доказательства движения в одном ряду, поскольку этот удар может быть следствием выезда в другой ряд транспортного средства, получившего удар сзади. Поэтому факт движения в одном ряду должен под¬крепляться дополнительными доказательствами (показаниями участников и очевидцев ДТП, схемой ДТП, в отчете аварийного комиссара, протоколе или в ином документе ответственных должностных лиц и т.п.). При отсутствии данных доказательств, движение считается производимым в двух рядах и Ситуация 10 не применяется. Тогда следует применить Ситуации 13,15 или 17. Ситуация 10 также не применяется в случаях, если:
- точка удара расположена в другом месте - не в задней части транспортного средства;
- столкновение транспортных средств произошло при совершении обгона,
- при движении транспортных средств в двух рядах, одним из доказательств которого служит расположение точки удара сбоку транспортного средства, даже если она расположена позади задних колес.
1.2. ДТП при движении транспортных средств в одном направлении в двух рядах.
13
13.113.213.3 X-1/2, Y-1/2
X и Y - двигались в одном направлении в двух рядах:
- без совершения маневров;
- когда X совершал маневр (поворот направо или перестроение в правый ряд);
- и когда X и Y оба совершали поворот. Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваются как нарушившие ПДД.
Ситуация 13: X и Y-двигались в одном направлении в двух рядах. Ситуация 13, где во всех случаях оба водителя X и Y признаются нарушившими один или несколько пунктов ПДД - 8.5,9.10,10.1, Применяется только в следующих происшествиях:
Схема 13.1. Транспортные средства X и Y двигались в двух рядах в одном направлении без изменения ряда, или если отсутствуют доказательства изменения ряда транспортным средством Y;
Схема 13.2. Транспортное средство X совершало маневр (поворот направо или перестроение в правый ряд);
Схема 13.3. Транспортные средства X и Y оба совершали поворот.
15
15.115.215.3 X-0, Y-1
X и Y - двигались в одном направлении в двух рядах.
Y совершал маневр (поворот, перестроение) из своего ряда, пересекая ряд Х. Х двигался по своему ряду.
Во всех случаях Y рассматривается как нарушивший ПДД.
Ситуация 15:
X и Y - двигались в одном направлении в двух рядах. Y-совершал маневр (поворот, перестроение) из своего ряда, пересекая ряд (направление дви-жения) X. Х двигался по своему ряду.
Ситуация 15 применяется только (схемы 15.1-15.3), если X и Y двигались в двух рядах в одном направлении, и если Y, со¬вершая маневр (поворот, перестроение) или иное изменение направления движения, пересек ряд (направление движения) X. во всех случаях (схемы 15.1-15.3) Y признается нарушив¬шим один или одновременно несколько пунктов ПДД 8.4,8.5,8.7.
Схема 15.1. ДТП - столкновение транспортных средств яви¬лось следствием нарушения Y требований п. 8.5 ПДД. Y,совершая поворот на парковку, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду).
Схема 15.2. ДТП - столкновение транспортных средств явилось следствием нарушения Y требований п. 8.5, 8.7 ПДД. Y, совершая поворот в боковой проезд, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду).
Схема 15.3. ДТП - столкновение транспортных средств явилось следствием нарушения Y требований п. 8.4,8.5 ПДД. Y, совершая перестроение или поворот на парковку, не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части и пересек ряд (направление движения) X, двигавшегося по своей полосе (своему ряду). Эта ситуация применяется, даже когда Y при совершении маневра (перестроении, повороте) или ином изменении направления движения получил удар в заднюю часть.
17
17.117.217.3 X-1/2, Y-1/2
Y совершал маневр (поворот налево) из не соответствующего для данного маневра (правого) ряда. Х двигался по осевой линии (по линии горизонтальной дорожной разметки) или пересек ее, выехав на полосу встречного движения.
Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваются как нарушившие ПДД.
ДТП при встречном движении транспортных средств
20*
20.120.220.3 X-0, Y-1
Y наехал на осевую линию (линию дорожной разметки) или пересек ее, выехав на полосу (сторону) встречного движения (в том числе и совершая поворот налево, разворот) - во всех случаях рассматривается как нарушивший ПДД. Х - во всех случаях рассматривается как движущийся (двигавшийся) по своей полосе.
Ситуация 20, Y - наехал (въехал) на осевую линию (линию дорожной раз метки) или пересек ее, выехав на полосу (сторону) встречного движения (в том числе при совершении поворота налево, разворота).
X - двигался по своей полосе.
Ситуация 20 применяется в происшествиях, обозначенных на схемах 20.1-20.3 при нарушении Y осевой линии (обгон, поворот, разворот, выезд на полосу встречного движения). Нарушение Y осевой линии должно подтверждаться следующими доказательствами:
1. Смещение влево или боковой занос с выездом (наездом) на осевую линию (на линию дорожной разметки) и/или на полосу встречного движения.
Примечание. Смещение или боковой занос считается совершенным влево, если нет иных доказательств, подтверждающих обратное. При наличии доказательств, подтверждающих обратное, Ситуация 20 не применяется.
- 2. Неоспариваемой записью в документе, составленном водителями транспортных средств или в отчете (документах) ответственных должностных лиц, такой, как: "ехать влево, прижать слева, быть слева, срезать поворот, взять слишком широкий разворот, влево или слишком влево, двигаться или быть посредине проезжей части, заносить, встать поперек, скользить, потерять управление, уйти прямо в поворот
- 3. Схемой ДТП, на которой обозначено место расположения транспортного средства.
- 4. Местом расположения зоны или точки столкновения транспортных средств - на стороне (на полосе) встречного движения.
- 5. Имеющимися доказательствами, подтверждающими движение X по своей полосе:
- 5.1. Схемой ДТП, на которой обозначено место расположения транспортного средства (например, где его правая сторона совпадает с правым краем проезжей части в его направлении движения или находится над ним).
- 5.2. Неоспариваемая запись в объяснениях участника ДТП, отчете аварийного комиссара, протоколе или в ином документе ответственных должностных лиц, такая, как: "ехать вправо, прижать справа, быть справа, держаться правой стороны, ехать нормально или со своей стороны, двигаться, ехать или быть в своем ряду или на своей полосе или на своем месте".
- 5.3. Иными допустимыми средствами доказывания при этом, если доказано движение транспортного средства по своей полосе без нарушения осевой линии, то другое транспортное средство считается нарушившим осевую линию. Ситуация 20 применяется также в случае ДТП при движении транспортных средств в направ¬лениях, указанных на схеме, когда они, двигаясь в противоположных направлениях, столкнулись при совершении поворота X - направо, a Y - налево, чтобы занять одну проезжую часть.
Во всех приведенных случаях и при наличии одного или не¬скольких одновременно из вышеуказанных доказательств нару. шения осевой линии Y признается нарушившим ПДД и несет ответственность за причиненный в результате ДТП ущерб.
Схема 20.1. ДТП - столкновение транспортных средств яви¬лось следствием нарушения Y осевой линии - выезда на поло су встречного движения при движении по ней X. В данной ситуации водитель транспортного средства Y нарушил пункты 1.3,9.1 и/или 9.2 ПДД и несет ответственность за ущерб, при¬чиненный в результате ДТП.
Ситуация Схема 20.2. ДТП - столкновение транспортных средств яви лось следствием нарушения Y осевой линии - выезда на полосу встречного движения при совершении на ней X маневра, в данной ситуации водитель транспортного средства Y нарушил пункты 1.3, 9.1 и/или 9.2 ПДД и несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП.
Схема 20.3. ДТП - столкновение транспортных средств яви лось следствием нарушения Y осевой линии - совершая пово рот налево, он не пропустил движущееся по встречной полосе транспортное средство X. В данной ситуации водитель транс портного средства Y нарушил пункты 1.3 и 8.8 ПДД и несет от ветственность за ущерб, причиненный в результате ДТП.
21
21.121.221.3 X-1/2, Y-1/2
X и Y - выехали на осевую линию (линию дорожной разметки) или пересекли ее, выехав на полосу (сторону) встречного движения (в том числе для совершения поворота, разворота или иного маневра). Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваются как нарушившие ПДД.
ДТП при движении транспортных средств в разных направлениях
30
30.130.230.3 X и Y - двигались по своим полосам. X - имеет преимущественное право проезда (двигался справа от Y). Y - во всех случаях рассматривается как нарушивший ДТП.
31
31.131.231.3 X - имевший преимущественное право проезда (двигался справа то Y), совершал своё движение по осевой линии (по линии горизонтальной дорожной разметки, за исключением непрерывной линии) или пересёк её, выехав на полосу встречного движения.Y двигался по своей полосе.Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваються как нарушившие ПДД.
ДТП при движении транспортных средств в одном направлении
40
40.140.240.3 X-0, Y-1
X припаркован в разрешённом месте или на обозначенной стоянке, или на остановке. Y двигался по своей полосе - во все случаях рассматриваеться как нарушивший ПДД.
Ситуация 40
X - припаркован в разрешенном месте или на обозначенной стоянке, или на остановке. Y - двигался по своей полосе.
Ситуация 40 применяется во всех случаях при рассмотрении ДТП - столкновении транспортных средств, одно из которых (в приведенных схемах 40.1-40.3 - это транспортное средство X) находилось в неподвижном состоянии - припарковано в разре¬шенном месте или на обозначенной стоянке, или остановке, а также когда транспортное средство X совершило остановку, не меняя своего ряда, на проезжей части с двухрядным движени¬ем в одну сторону, а транспортное средство Y, двигаясь по соседнему ряду в том же направлении, столкнулось с X.
В данной Ситуации водитель транспортного средства Y нарушил требования пунктов 9.1 и 10.1 ПДД и полностью несет ответственность за ущерб, причиненный в результате ДТП.
43
43.143.243.3 X-1/2, Y-1/2
X припаркован полностью или частично вне зоны парковки или в неразрешённом месте, или с нарушением правил остановки (включая аварийную остановку).
Y двигался по своей полосе.
Во всех случаях оба участника ДТП рассматриваюься как нарушившие ПДД.