Цитата:
Сообщение от Grumax
Что, действительно завод не справляется с заказами или вы ажиотаж создаёте  ?
|
Сегодняшняя статья заводской газеты:
16.04.10 / ''Волжский Автостроитель'' /
Программа утилизации: первый месяц превзошёл все прогнозы
Итоги первого месяца действия государственной программы по утилизации анализирует вице-президент по продажам и маркетингу ОАО "АВТОВАЗ" Максим НАГАЙЦЕВ.
- Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров предположил, что средства, выделенные на госпрограмму по утилизации старых автомобилей, могут быть исчерпаны за ближайшие три-четыре месяца. Ведутся ли сейчас переговоры о том, чтобы как-то расширить, продолжить эту программу?
- Для начала я бы хотел напомнить, что во время работы февральской конференции дилеров, которая как раз была посвящена программе утилизации, мы предполагали два сценария. Первый был рассчитан на восемь месяцев действия программы и предполагал, что доля АВТОВАЗа составит 50% от всех продаж по программе утилизации. Второй был более энергичным: он предусматривал завершение производства и продаж автомобилей по программе утилизации всего за четыре месяца. Честно говоря, даже и этот оптимистический сценарий не отражал возникшего ажиотажного спроса - такого развития событий не прогнозировали аналитики. Сегодня у нас 113 000 предварительных заявок на приобретение LADA.
Доля АВТОВАЗа в этом проекте - уже на уровне 80 процентов. Поэтому сегодня мы обязаны готовиться к объёму продаж в 160 тысяч машин LADA по программе утилизации в самый короткий срок. Такой темп и обусловил готовность президента АВТОВАЗа выйти с предложением о развитии эксперимента после оценки его итогов. Сейчас рано говорить о промежуточных результатах, но я считаю, что перед тем, как наступит время оценивать итоги эксперимента на федеральном уровне, АВТОВАЗ может озвучить свои предложения.
- Какую можно дать оценку реализации госпрограммы на данном этапе для АВТОВАЗа, с учётом заметного превышения спроса над предложением?
- Прежде всего - программа востребована. Мы действительно попали в точку со своими предложениями. Но, как и при решении любых серьезных задач, появляются специфические проблемы. Мы вернулись к необходимости интенсивной работы - средний уровень продаж временами превышает две тысячи автомобилей в день; в среднем за месяц - 1600 автомобилей в сутки, поэтому сейчас надо наращивать темп работ по отдельным позициям. К сожалению, наша товаропроводящая сеть за полтора года кризиса расслабилась - сегодня мы её также приводим в порядок.
- Как потенциальные потребители реагируют на возникший ажиотаж, на то, что спрос реально превосходит предложение?
- Хотелось бы обратить внимание граждан, которые намерены принять участие в госпрограмме по утилизации, на необходимость вести себя активнее как раз у наших дилеров. Как показывает анализ, большинство замечаний, которые мы получаем, связано с работой дилеров, а не АВТОВАЗа. Кстати, у нас по-прежнему функционирует "горячая линия", куда можно обращаться со своими пожеланиями.
Хочу также успокоить, что увеличение производственной программы с 40 тысяч автомобилей в апреле до 50 тысяч в июне, безусловно, позволит решить задачи, поставленные экспериментом по модернизации автопарка страны: каждый участник программы получит заказанный автомобиль. Но форсировать увеличение производственной программы до 70-80 тысяч в месяц нет экономического смысла.
На данный момент выписано 40 тысяч сертификатов. То есть из 113 тысяч обратившихся к нам граждан больше трети стали полноценными участниками госпрограммы по утилизации. И мы можем увеличивать количество участников примерно на 10 тысяч человек в неделю. Вслед за этим стараемся нарастить продажи - в остатках у нас сегодня 50 тысяч автомобилей. Поэтому мне не очень понятны жалобы, связанные с отсутствием машин. Только 15 тысяч из этого числа выкуплены дилерами по предоплате, а оставшиеся должны дойти до потребителя. И я призываю покупателей, которые видят на площадке интересующий их автомобиль: пусть звонят нам на "горячую линию"
8-800-100-6303 (звонок по России - бесплатный). На конкретные жалобы и просьбы мы стараемся реагировать адресно.
- Удалось ли дилерам отладить отношения с Минпромторгом, а также другими ведомствами по программе утилизации?
- Именно с этой целью мы ещё в феврале предложили своим дилерам - как правило, это были дилеры первой и второй категории - механизм централизованной организации, разработанный совместно АВТОВАЗом и Минпромторгом. Он несколько отличается от общих правил, по нему сейчас работает около 85 процентов нашей товаропроводящей сети. Но в ходе эксперимента некоторые дилеры выразили желание работать непосредственно по правилам, установленным Минпромторгом…
На первых порах трудности были связаны с тем, что вновь предложенные, скажем так, интернет-технологии для оформления утилизационных свидетельств вызвали наибольшее количество вопросов. Но практика показала - только благодаря действию таких технологий возможен успех программы. Полтора десятка дилеров оказались к этому не готовы. Но когда первые трудности были преодолены, мы можем сегодня сказать, что никаких технических проблем с полным циклом не существует. Мы можем называть любые цифры, касающиеся работы по программе, - от предварительной заявки на участие до утилизации старого автомобиля и покупки нового. Все эти цифры абсолютно понятны, подконтрольны нам.
- Насколько программа утилизации изменила структуру спроса среди покупателей LADA?
- Было мнение, что во время кризиса у потребителя особым спросом будут пользоваться наши бюджетные предложения. Тем не менее в прошлом году в лидеры продаж вырвалось семейство LADA PRIORA, успешно конкурировавшее с бюджетными иномарками.
В связи со стартом программы утилизации маятник потребительского спроса качнулся в сторону "классики", доля которой среди продаж по госпрограмме составляет 44 процента. Ещё одна приятная новость - востребовано семейство LADA KALINA: его доля составляет 22 процента. Семейство LADA SAMARA занимает 18 процентов в объёмах наших продаж по программе утилизации.
На данный момент по программе реализовано 15 тысяч автомобилей. И, несомненно, продолжение действия этого эксперимента заставляет нас задуматься об изменениях в производственной программе предприятия.
- Когда мы оценивали вероятность запуска самой программы по утилизации, её темпы, влияние сезонных факторов, а также отложенного спроса с прошлого года, то пришли к необходимости увеличения производственного плана на март до 40 тысяч автомобилей, - продолжает Максим НАГАЙЦЕВ. - Эта цифра была примерно на 6 тысяч выше предварительных прогнозов объёма продаж в марте. Структура производственной программы соответствовала рынку прошлого года.
Параметры производственной программы на апрель в части заказов поставщикам формировались в начале марта. По предварительным заявкам уже тогда было видно, что "классика" вырвется вперёд. Поэтому при планировании на апрель мы подняли её производство настолько, насколько позволяли, прежде всего, возможности поставщиков.
Производственная программа на май будет изменена существенным образом. Сейчас ведутся серьёзные проработки в производственном комплексе по переносу выпуска семейства LADA SAMARA на третью нитку, что позволит там наладить работу в две смены с полной загрузкой. С полной загрузкой в две смены будет работать и вторая нитка конвейера, на которой будут собирать "классику". Уже в июне, в зависимости от ситуации, мы планируем расширить производство автомобилей семейства LADA KALINA за счёт сборки в комплектации "стандарт", которая позволяет нам замещать семейство LADA SAMARA.
- На АВТОВАЗ при реализации эксперимента по обновлению парка легковых автомобилей в России серьёзно рассчитывали и как на утилизатора. Как обстоят дела с этим направлением работы?
- Хотелось бы подчеркнуть - присутствие АВТОВАЗа в этой программе в качестве утилизатора не было для нас основной задачей. Мы взяли на себя определённые обязательства, чтобы обеспечить как можно более чёткую реализацию эксперимента. У нас есть субподрядчики, которые выполняют эти работы. На данный момент мы получили акты выполненных работ по утилизации в объёме пяти тысяч автомобилей. Ещё несколько тысяч автомобилей ждут своей очереди на утилизацию. В основном мы исполняем заявки собственных дилеров - на сегодня отработано 100 процентов этих заявок.
- Реализация госпрограммы по утилизации позволяет моделировать новый принцип работы - непосредственно по заказам потенциальных покупателей. Насколько широко удаётся внедрить этот опыт?
- Потребитель впервые начал размещать свой заказ с точностью до модели и цвета. До сих пор мы получали производственный заказ от дилеров, но не от покупателей, а здесь принципиально важное отличие - мы предлагаем новый вид сервиса для наших клиентов, которые могут теперь заранее подать заявку на покупку автомобиля по Интернету. Сейчас на сайте
www.lada.ru работает конфигуратор, который поможет каждому потребителю выбрать параметры автомобиля, распечатать заявку и прийти с ней к дилеру для заключения договора на поставку машины. Придётся подождать - сегодня речь идёт примерно о четырёх месяцах. Поэтому, если кто может подождать, получит автомобиль по собственной конфигурации.
- Программа утилизации - единственный инструмент оживления на автомобильном рынке продаж?
- Нельзя не заметить - сам рынок возвращается, по крайней мере, к уровню прошлого года. Ежемесячный прирост составляет около 25-30 процентов. Для нас, действительно, очень важно, чтобы не только программа утилизации обеспечивала рост объёмов производства и продаж. И я могу твёрдо сказать: мы не отстаём от роста рынка даже без учёта автомобилей, проданных по программе утилизации. По сравнению с февралём, речь идёт примерно о 25-процентном росте продаж.
Программа утилизации дала дополнительные 13 процентов. При этом хотелось бы отметить, что продажи по этой госпрограмме особенно здорово выросли в последнюю декаду марта. В эти дни продавалось по 700, 800 и даже по 1000 машин в день. Её вклад в общий объём составил около трети. Со временем мы рассчитываем увеличить долю продаж по программе утилизации до 40-45 процентов в общем объёме.