
«Самотлор-3242 Перспектива»: с надеждой на «Перспективу»
Нижегородская компания «Самотлор-НН» на агрегатах Iveco Daily разработала 37-местный автобус, получивший имя «Перспектива»
Заключив договор с итальянской Iveco о совместном предприятии Saveco по выпуску микроавтобусов Daily, на «Самотлоре» решили не останавливаться на достигнутом. Сборка импортной модели — хороший бизнес, но серьезному производителю интереснее самостоятельно на основе надежной агрегатной базы создать новую машину с конструкцией, на 100% отвечающей реалиям российского рынка.
Полукапотный автобус среднего класса «Самотлор-3242» нарекли оптимистично — «Перспектива», а его первый экземпляр выполнили в пригородном исполнении.
Машина длиной 8 м способна перевезти 31 пассажира на индивидуальных креслах и еще шестерых стоя, для удобства которых высота потолка увеличена почти до двух метров. Основное достижение нижегородцев — существенно более просторный широкий салон с четырьмя креслами в ряд вместо трех у донора агрегатов, Iveco Daily, у которого всего 18 сидячих мест и полностью отсутствует возможность ехать стоя. При этом «Перспектива» длиннее Daily всего на 1,5 м.
Больше и прочнее

Архитектура кузова стала делом рук специалистов инженерного отдела «Самотлор-НН». Дизайн, хоть и не лишенный некоторых стилистических нестыковок, можно смело назвать удачным, а главное — абсолютно оригинальным.
Сварной силовой каркас кузова набран из стальных профилей, на которые навешиваются наружные стеклопластиковые панели. Сэндвичевая крыша состоит из двух алюминиевых листов с заполнителем из полиэтилена. Такая конструкция удовлетворяет требованиям правил ЕЭК ООН по перевозке в автобусе стоящих пассажиров.
Перепланировать салон очень просто — основания кресел крепятся к двутавровым профилям, проходящим вдоль пола и бортов салона. Дверей две: передняя оснащена электроприводом, а задняя, аварийная, открывается вручную и имеет выдвижную ступеньку. Первый экземпляр «Перспективы» позиционируется как пригородный автобус, в дальнейшем появится городская версия. В любом случае, дальние путешествия для машины заказаны, поэтому багажный отсек не предусмотрен.
Убранством интерьер не поражает воображения, зато и на ходу претензий не вызывает.

Зато для удобства пассажиров автобус снабдили вакуумной вытяжной вентиляцией и двумя отопителями. Картину довершает автономный предпусковой подогреватель. Жизнь водителю значительно облегчает камера заднего вида, изображение с которой передается на дисплей, расположенный по центру панели приборов.
В качестве базовой агрегатной платформы взято серийное шасси компании Iveco с колесной базой 4350 мм и трехлитровым 176-сильным дизелем. Передняя подвеска торсионная независимая, в задней используются пневмобаллоны. Тормоза дисковые на всех колесах. В стандартную комплектацию входит ретардер.
Дизель Iveco с турбонаддувом и интеркуллером развивает 146 л. с. и 350 Нм, и этого вполне достаточно для автобуса среднего класса.

«Самотлор-НН» намеренно не вносил в конструкцию существенных изменений, чтобы автобус не потерял права на гарантийное и последующее обслуживание на фирменных сервисных станциях Iveco. Сегодня немало предприятий в России и других странах изготавливают автобусы на базе стандартных цельнометаллических фургонов, которые изначально не обладают достаточно прочной крышей, способной защитить пассажиров при опрокидывании. В кузове, спроектированном собственными силами, предусмотрен необходимый запас прочности.
К олимпиаде
Спору нет, «Перспектива» выглядит намного более оригинально, чем ее «братья» по агрегатам, Iveco Daily.

Новинку мне удалось протестировать, но только в качестве пассажира. По ощущениям машина на трассе ведет себя вполне уверенно. Комфорт на высоте — при скорости 130 км/ч, сидя сзади, можно общаться с занимающими первые ряды, не повышая голоса. Подвеска работает эффективно — тряска и толчки практически не ощущаются. Кроме того, автобус обладает неплохой маневренностью за счет значительного угла поворота передних колес.
По словам генерального директора «Самотлор-НН» Николая Сандугея, в этом году планируется изготовить порядка 250 машин, а в следующем — уже 1,5 тыс. Главные надежды нижегородская фирма связывает с Москвой и Подмосковьем, а также не исключено, что «Перспективой» заинтересуется Сочи.