Вернемся к регулятору тормозной системы ("колдуну").
Предлагаю начать с теории.
Если задние колеса блокируются раньше передних (вариант I), любое малейшее боковое воздействие (повороты руля, поперечный уклон дороги, порывы бокового ветра и т.п.) может вызвать занос машины. Она движется по инерции, катящиеся передние колеса цепляются за дорогу, а остановленные задние скользят вбок. Получается, что спереди есть «якорь», вокруг которого и разворачивается автомобиль.
Когда передние колеса уже заблокированы (вариант II), а задние еще нет, положение автомобиля на дороге стабилизировано. «Якорь» сзади удерживает его в нормальном положении (держит за хвост).
При одновременной блокировке всех колес поведение машины лучше, чем в первом варианте, но хуже, чем во втором, хотя и близко к нему. Но нет запаса безопасности. Если асфальт загрязнен или мокрый, все может пойти по нежелательному сценарию.
Регулятор создает оптимальную взаимозависимость давлений рабочей жидкости в передних и задних тормозах. Без регулирования они одинаковы, а для каждого варианта загрузки машины должно быть свое соотношение, обеспечивающее опережающую блокировку передних колес, чтобы автомобиль не занесло. Момент начала работы (включения) регулятора зависит от настройки его привода, а дальнейшее соотношение давлений — от параметров привода и разгрузки задней подвески при торможении.
При торможении задок поднимается, сцепление с дорогой ухудшается и тут «колдун» в динамике проводит дополнительную регулировку (уменьшает давление тормозной жидкости в задних рабочих цилиндрах).
Описание принципа работы регулятора можно найти в интернете.
Для нас главное понять, как его регулировать и проверять.
Замечу, что рычаги и пружины не могут быть установлены от других машин, так как они рассчитаны математически.
Для нас важно понять, что:
Если задние колеса блокируются раньше передних, необходимо отрегулировать привод регулятора — постепенно уменьшать нагрузку на поршень (выкрутить болт 6) и повторять проверку. Когда после очередной попытки задние колеса перестали блокироваться вовсе или “схватывают” значительно позже передних, усилие от привода нужно несколько увеличить (вкрутить болт 6). Опережающая блокировка задних тормозов, даже когда на поршень не действует нагрузка (т.е. имеется зазор между поршнем и регулировочным болтом), — признак неработоспособности узла.
На моей машине регулировочный болт уже есть. Он облегчает регулировку и делает ее более тонкой. Если болта нет, регулировать по этому же принципу, но перемещением корпуса регулятора (будет представлено в фотоотчете).
Проверяем регулировку на проселочной дороге (на грунтовке), где можно по следу в пыли определить очередность схватывания колес.
Проверка регулятора по тормозным следам автомобиля:
а — исправен; б — задние колеса блокируются раньше передних; в — задние колеса блокируются слишком поздно; г — тормозные следы перекрывают друг друга.
В случаях б и в нужно отрегулировать привод. В случае г — тормозить плавнее или с меньшей скорости.
Установив проставки, заменив пружины подвески, регулятор давления, нагрузочную пружину, шины (особенно на одной оси), нужно проверить и при необходимости повторить регулировку привода.