1946—1960 годы
ГАЗ-21Р «Волга» (1962—1970)
По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик
ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на
УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода
ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик
ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа
ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса
ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство
бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на
Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом
ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.
ГАЗ-13 (1959—1981)
В
1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса
«Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная
«Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий.
Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в
1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при.
Во второй половине 1950-х ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели
ГАЗ-56(грузоподъёмность 1,5 т),
ГАЗ-52 (2,5 т) и
ГАЗ-53 (3,5 т). Для
Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик
ГАЗ-62 с кабиной над двигателем. К сожалению, по ряду причин полуторка ГАЗ-56 в серию так и не пошла, а освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось до 1960-х.
1961—1980 годы
В 1960-е завершилось обновление линейки грузовых автомобилей. Вставшие на конвейер
ГАЗ-52 (1961),
ГАЗ-53 (1961) и
ГАЗ-66 (1964) образовали третье поколение грузовых автомобилей ГАЗ. На ГАЗ-53 и ГАЗ-66 начали устанавливать новые силовые агрегаты с мощным карбюраторным двигателем V8. Полноприводный грузовик двойного назначения ГАЗ-66 был первым среди автомобилей СССР удостоен
Государственного знака качества.
С начала 1960-х на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», опытно-промышленная партия которого была готова в
1968 году, а с
1970 года началось массовое производство. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в
1969 году в Пловдиве (
Болгария) и в
1970 году в Лейпциге (
ГДР). Производство ветерана ГАЗ-21 было свёрнуто в июле 1970-го, а в апреле
1975 года, с производства был снят другой ветеран —
ГАЗ-51А. Последний сошедший с конвейера легендарный грузовик отправился в
Музей истории ГАЗ.
ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1989)

Автомобиль
ГАЗ-66 (1964—1999) на
почтовой марке(1971)
В
1977 году начался выпуск
ГАЗ-14 «Чайка» — представителя третьего поколения легковых автомобилей большого класса. Этот автомобиль славился высоким техническим уровнем и комфортом.
Также в 1970-е годы, была проведена реорганизация производства: 24 августа 1971 года на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1973 году оно переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов.
За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в
1971 году автозавод ГАЗ награждён
орденом Ленина.
В эти годы начинается разработка следующего поколения грузовых автомобилей ГАЗ с прицелом на их дизелизацию, а также намечается существенная модернизация «Волги».
1981—1991 годы
В марте
1981 года с конвейера завода сошёл 10-миллионный автомобиль ГАЗ.
В 1980-е годы, руководствуясь правительственной программой дизелизации, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвёртого поколения и дизельным двигателем для него. В
1984 году был собран первый грузовой автомобиль
ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, самостоятельно разработанным специалистами автозавода.
Дизелизация в 1980-х годах стала приоритетным направлением развития предприятия. Проводимая в связи с этой программой реконструкция оказалась самой значительной за всю историю завода. Строительство завода дизельных двигателей началось в
1984 году, но пуск завода автомобильных моторов ГАЗ произошёл уже в 1993 году.
На фоне этого долгостроя и в производстве легковых автомобилей наметился определённый застой. Появившаяся в 1981 году «новая Волга»
ГАЗ-3102 с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием и передними дисковыми тормозами, не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом «24-ки». К тому же объёмы её производства были ограничены несколькими тысячами в год. В результате престижная «31-я» модель «Волги» заняла нишу между обычной «Волгой» и «Чайкой» и, как и последняя, предназначалась исключительно для обслуживания руководства важных государственных учреждений. В то же время ГАЗ-24, модернизированный в
1985 году и получивший индекс
ГАЗ-24-10, продолжал поступать в таксопарки и в ограниченном количестве продаваться частным владельцам (преимущественно через сеть чековых магазинов «
Берёзка»). Только в конце 1980-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана
ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией. Предназначенные для массового производства седаны
ГАЗ-3103(передний привод) и
ГАЗ-3104 (полный привод) из-за кризиса в 1990-х так и не стали серийными.
В 1989 году на волне
перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд только появившегося в то время малого бизнеса. Благодаря системе конструирования
САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «ГАЗель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — ещё в первой половине 1990-х.
С конца
1989 года на конвейер встал переходный от третьего к четвёртому поколению грузовик
ГАЗ-3307.
1992—2000 годы
После распада СССР промышленность
Российской Федерации погрузилась в глубокий системный кризис. ГАЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (
ОАО). Президентом ОАО «ГАЗ» был избран
Н. А. Пугин.
С начала 1990-х среднетоннажный карбюраторный грузовик
ГАЗ-3307 переходного поколения, а также призванные ему на смену дизельные модели четвёртого поколения:
ГАЗ-4301,
ГАЗ-3306 и
ГАЗ-3309 с оригинальными дизелями ГАЗ воздушного охлаждения, потеряли массовый рынок и уже не могли обеспечить полной загрузки мощностей и дальнейшего успешного финансового существования огромного градообразующего предприятия в условиях отсутствия господдержки. Зато огромный со времён СССР отложенный спрос на легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза (с ~70 до 125 тыс. машин в год).
Попутно осуществлялась перманентная модернизация семейства «Волга». Так, в 1992 году появился седан
ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели
ГАЗ-24-10 преимущественно осовремененным дизайном передней и задней частей кузова. Параллельно на базе «Волги» был создан развозной
пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели. Мелкосерийный седан бизнес-класса
ГАЗ-3105, намечавшийся на место «Чайки», спроса не нашёл из-за высокой стоимости, которая была связана, прежде всего, с отсутствием отечественных технологий производства современных комплектующих и аксессуаров, а также всё усиливающейся конкуренцией со стороны престижных иномарок.
Зато появившийся в июле
1994 года малотоннажный грузовик «
ГАЗель» полной массой 3,5 т стал первой послевоенной серийной полуторкой ГАЗ. Позже семейство «ГАЗель» стало самой востребованной малотоннажной серией в зарождающемся классе
LCV, чрезвычайно популярном у мелкого и среднего бизнеса и прочих отраслей постсоветской экономики, став, таким образом, настоящим спасителем предприятия и обеспечив ему достаточно устойчивые перспективы развития Первый миллион «ГАЗелей» будет выпущен за 11 лет.
- В декабре 1995 года — собран 15-миллионный автомобиль марки «ГАЗ».
Микроавтобус
ГАЗ-32213 семейства «ГАЗель», освоенный весной 1996 года, стал основой возрождённого массового вида общественного транспорта —
маршрутного такси.
В 1996 году ГАЗ стал первым в России производителем, применившим на своих моделях двигатели с 4 клапанами на цилиндр. Это были 2,3-литровые 4-цилиндровые моторы семейства ЗМЗ-406. Однако они ещё долго не могли вытеснить морально устаревшие карбюраторные двигатели семейства
ЗМЗ-402, ведущие свою родословную с
1958 года, по причине их более низкой стоимости.

Дорестайлинговый ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин» (1999—2002)
В
1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс
ГАЗ-3110. В том же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании
Steyr на производство малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским концерном
Fiat о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего завода дизельных двигателей ГАЗ, простаивавшие после сворачивания их выпуска, но из-за
дефолта 1998 года проект не состоялся. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т. В
1999 годувнедорожный грузовик двойного назначения
ГАЗ-66, выпущенный почти миллионным тиражом, был заменён более совершенным капотным грузовиком
ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение
Российской армии.
Со второй половины 1990-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и внедорожников
ГАЗ-2308 «Атаман»,
ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и
ГАЗ-3106 «Атаман-2». В 1998 году на заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан
ГАЗ-3111, призванный укрепить позиции ГАЗа в бизнес-классе (сегмент Е2) до момента освоения в серии перспективных моделей
ГАЗ-3103 и
ГАЗ-3104, основанных на платформе модели ГАЗ-3105. Однако после дефолта 1998 года даже стоимость не столь сложной модели ГАЗ-3111 оказалась слишком высокой для «просевшего» рынка.
С конца 1990-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию перспективного среднетоннажного низкорамного грузовика
ГАЗ-3310.
В 1990-е годы ГАЗ развернул сотрудничество с мировыми производителями оборудования и автокомпонентов:
- Lucas — производство тормозных систем и прочих комплектующих;
- INGERSOLL-RAND — производство высококачественного инструмента;
- Haden — производство окрасочных комплексов;
- CZ — производство турбокомпрессоров для дизельных двигателей;
- Bosch — производство электрооборудования для автомобилей;
- Lear — производство сидений.